5 регионов не смогли закупить четверть необходимых лекарств для больниц и льготников. Причина, полагают в ОНФ, — в новых правилах установления цены для госконтрактов. Минздрав в ответ удивился, что «фронт» не занимается картелями
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости
В пяти регионах России каждые четвертые торги по закупке лекарств для льготников и местных больниц объявляются несостоявшимися из-за отсутствия предложений от поставщиков, следует из исследования проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». РБК ознакомился с результатами мониторинга ОНФ, в котором он изучил, как изменилась ситуация с закупкой лекарств после изменения Министерством здравоохранения в конце 2017 года порядка установления цен при госзакупках медикаментов.
Как работает система госзакупок лекарств в России
С 2014 года в России действует система государственных закупок, любых товаров для государственных нужд, в том числе лекарств, согласно которой учреждения, в данном случае больница или региональный департамент здравоохранения, должны разместить лот на сайте госзакупок и ждать предложения от поставщиков. Выигрывает наименьшее по цене предложение.
В конце 2017 года Минздрав прописал дополнительные правила установления начальной (максимальной) цены контракта — выше которой предложения не рассматриваются. После этого, как предполагает ОНФ, во многих регионах поставщики перестали выходить на торги, поскольку считают участие в них невыгодными.
В целом по стране количество несостоявшихся аукционов увеличилось незначительно — на 3%. За период с 1 января по 8 декабря 2017 года не состоялось 27 тыс. 264 закупки, а с 9 декабря 2017 по 14 августа 2018 года — 28 тыс. 64 закупки.
Но в пяти регионах проблема несостоявшихся торгов стоит остро, подчеркивают в ОНФ, — в Белгородской и Рязанской областях, Хакасии, Хабаровском и Красноярском краях. В связи с этим ОНФ обратился в Федеральную антимонопольную службу и Минздрав с просьбой принять меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также передал информацию о ситуации профильному вице-премьеру Татьяне Голиковой. РБК направил запросы в эти регионы — ухудшилась ли за год ситуация с лекарственным обеспечением.
Наибольший относительный рост несостоявшихся закупок произошел в Марий Эл — 215%. До вступления в силу приказа Минздрава в 2017 году не состоялось только 67 тендеров, после — 211. На 115% выросло количество несостоявшихся закупок в Челябинской области, на 117% — в Красноярском крае.
«В Московской области таких закупок оказалось 503 из 4,5 тыс. Это острейший социальный вопрос — в этом году мы получили серию жалоб пациентов на отсутствие лекарств, положенных в аптеках и больницах. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, онкологией, вынуждены прерывать терапию, без которой их жизнь находится под угрозой», — говорит член регионального штаба ОНФ в Московской области Юрий Фокин.
Приказ Минздрава нацелен на определение начальной максимальной цены за счет комплекса инструментов — зарегистрированные цены, анализ рынка, расчет средневзвешенной цены, отмечают в ОНФ. При проведении повторных процедур заказчик вправе увеличивать цену последующих, но каждая такая закупка занимает месяц и более.
Порядок определения начальной максимальной цены контракта не учитывает объем поставок и стоимость логистики, говорит о претензиях участников рынка к новой системе заместитель генерального директора фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков. «Поэтому ожидаемо, что в некоторых регионах, где стоимость логистики высока или объемы поставок маленькие, могут возникнуть проблемы с заявками на конкурсах», — объяснил он.
В ОНФ также обращают внимание, что с 1 января 2019 года к инструментам определения начальной максимальной цены контракта добавилась система референтных цен на лекарства. Пока она еще нигде официально не публиковалась и не обсуждалась с производителями и другими участниками рынка, подчеркивают в ОНФ.
В пресс-службе Минздрава заявили РБК, что в настоящее время в графе «референтная цена» при госзакупке публикуется средневзвешенная цена в конкретной лекарственной форме и дозировке на основе анализа закупок по России. Об опубликовании референтных цен для определенных диапазонов закупки лекарств, объединенных по признакам взаимозаменяемости, будет сообщено дополнительно, отметили в ведомстве.
«Масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит люди не получают вовремя лекарств», — говорит координатор проекта «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
«Определенная доля смелости»
Проект ОНФ называется «За честные закупки», именно на достижение этой цели направлен приказ Минздрава, определяющий правила формирования начальной максимальной цены контракта, отвечают в ведомстве на претензии «Народного фронта». «Эксперты ОНФ почему-то никак не комментируют проблему, озвученную ФАС, о массовых картельных сговорах при закупках, или данная проблема фикция?» — задаются вопросом в Минздраве.
В пресс-службе министерства заявили РБК, что комплексный анализ цен и предложений по закупаемому лекарству позволяет заказчику обосновать выбор минимально возможной цены. «В условиях действующего законодательства заказчикам для того, чтобы аукционы проходили вовремя, требуется определенная доля смелости, чтобы при любом выборе цены, отличной от минимума, быть готовым объяснить причины этого отклонения, и приказ министерства им это позволяет сделать», — заключили в Минздраве.
Полина Звездина.
Источник